Итак, сел (точнее, уже лег) в поезд Алматы-Костанай и пришло начать выполнение зарока — после ужасного 10 тура сказал себе, что если удастся победить в последнем туре, то обязательно подробно опишу свои впечатления от ЧРК, а не ограничусь парой фраз.
Но прежде всего хочется еще раз поблагодарить КФШ за организованный чемпионат (в этом году обязательно надо добавлять «офлайн», но обойдемся без формальностей :-). Играли в «Mercure» - отличная гостиница в двух минутах от Арбата, даже был в наличии СПА-салон (куда мне удалось попасть один раз).
Пойду по привычной схеме для меня схеме — впечатления от собственной партии и в целом от результата/игры соперника. Но сначала об общей ситуации: за многие годы этот чемпионат стал одновременно самым сильным (трудно сказать, какая бы замена гарантировало усиление турнира), боевым (т. н. называемых «быстрых» ничьих было всего две, были туры и совсем без ничьих, партии продолжались зачастую долго — виден был голод по шахматам) и плотным (пару интересных статистически моментов на эту тему раскрою в процессе). Можно отметить еще некоторую нелогичность отдельных результатов — итог не всех партий закономерен, но отнесем это на счет спортивной составляющей и некоторой растренированности участников.
Кстати, о формировании финала — считал, считаю и буду считать, что НЕМОТИВИРОВАННЫЙ отказ играть в Чемпионате Казахстана не красит лидеров Казахстана — если уж они (в том числе и ваш покорный слуга) получают финансирование по линии государства/федерации, то играть в ЧРК обязаны. Намекаю, да что там намекаю — прямо говорю о ситуации, сложившейся после 2016 года, когда отказ играть в ЧРК стал восприниматься вполне допустимым и никак не порицаемым (по крайней мере в комплектации женского чемпионата). В этот раз КФШ в мужском удалось собрать сильнейших, а в женском — тоже видна работа в этом направлении.
Перехожу непосредственно к чемпионату. Мой стартовый рейтинг был девятым, хотя почти все шахматисты из одного диапазона - только трое имели рейтинг выше 2500 (при этом Ринат - шестисотник).
За меня вытянули первый номер (не успел к техническому заседанию), а это значило, что предстояло стартовать с двух белых партий. Итоговая таблица приведена здесь (дополнительные детали - на чесс-резалте)
1 тур — старый друг/соперник Нурлан Ибраев, в ранге прошлогоднего чемпиона. Выбрал не самый принципиальный вариант, допуская хорошую контигру соперника, но отсутствие игровой практики не позволило Нурлану разобраться — неточность, потом ошибка (b4-b3) и партия перешла в техническую стадию. Достаточно легкая победа.
Нурлан в итоге стал замкнул турнирную таблицу, хотя по его утверждению, был близок к призовым местам, учитывая, что в нескольких партиях он смог «не выигрыть» выигранные позиции — со страшным компьютерным «плюсом». Ох, а уж сколько я принял неверных решений в критических ситуациях! :-). Кстати, старт и финиш оказался у Нурлана одинаково провальным из 0 из 2 (словом, сначала не разыгрался, а концу чемпионата уже устал).
2 тур — Ринат Джумабаев. Так как у Рината отличный (в плане широты) дебютный репертуар, то нужно было наметить какие-то ясные продолжения во многих дебютах. Снова случилась сициалианская (на этот раз Паульсен), и выбрав схему Ce3/Фf3 удалось наметить и продолжение на случившееся в партии Ke5 — пусть не самое принципиальное, но плотное. Ринат, подзабыв вариант, сразу же ошибся и понеслось — я пожертвовал фигуру, затем еще качество (в итоге, как нетрудно посчитать — ладью). Король остался в центре, Ринат попал в цейтнот (что впрочем, привычно для него) и держать позицию стало практически невозможно, для вскрытия позиции я «занес» еще коня и уже почти добрался до черного монарха - как ни странно находились еще какие-то ресурсы за черных, но все же позиция черных была настолько плохая, что дело закончилось падением флажка.
Ринат играл в своем стиле — с самоотдачей, на полную катушку, но в этот раз не хватило формы: в какой-то момент позиции в его стиле — практически уже технические просто перестарались выигрываться. Но зато какой триллер на финише удалось сотворить им с Муртасом на пару — победа в личном дерби (скажем так, «прилетело» за недобранные ранее очки) и вот уж перед последним туром дележ 1-2 места. Но поражение в последнем туре — и третьим местом Ринат наверняка не очень доволен (зная его максимализм).
3 тур - черными против Азамата Утегалиева, дебют особо не угадаешь, получился «лондон», избрал интересное новомодное продолжение — в какой-то момент, чтобы не получить стабильно похуже, Азамат пошел вперед, а я не решился забрать пешку, а на выходе из цейтнотной горячки в ладейнике мне «удалось» самому остаться без пешки, но все ладейники ничейны — что и подтвердила данная партия.
Про результат Азамата могу сказать только одну очевидную банальность — единственный участник без побед. С одной стороны, это показатель плотности (Азамат практически не зевает, хороший «средний ход»), но лично для меня шахматы без желания победить потеряли бы свою привлекательность.
Четверый день — двойной тур, сначала белыми с Ануаром Исмагамбетовым. Продолжение сицилианской дуэли, на это раз пошел в основной вариант (в отличии от первого тура), Ануар избрал вариант с принятием жертвы пешки, с компенсацией в виде отсутствии прикрытия черного короля. Решил сразу ее отыграть (ценой обмена разнопольных слонов, что сильно понизило мой атакующий потенциал). И вот через ходов 10 возникает, наверное, критический момент моего старта — могу практически заставить соперника сделать ничью, форсированно получив ферзевый эндшпиль с лишней пешкой (проходные a+b против e) — черные уверенно спасутся, но останутся силы еще на вторую партию. А вот зачем я в такой ситуации решил продолжить большую борьбу — мне потом стало непонятно. В дальнейшем, хоть и играл не лучшим образом, но позиция была безопасна и ничья была до самого конца, все же моя последняя ошибка стала решающий — вскоре я безуспешно попытался пытался провести пешки a и b с конем против ладьи и коня.
Ануар после провального старта собрался и вернулся в борьбу, все решило поражение в последнем туре (как и для многих участников, последний тур стал определяющим).
Вечерний тур — черными с Жандосом Агмановым: выбор атаки Панова меня удивил — видно, что Жандос в процессе подготовки к турниру хорошо проработал над дебютом, я избрал пассивное, но крепкое продолжение, имел хорошие шансы отравнять, но «промазал» и остался без пешки, но тут и Жандос, вместо продолжения активной игры и уверенного добивания, решил играть поплотнее — в итоге моя активность фигур стала перевешивать небольшой материальный урон, мог даже уже поиграть на перевес, но все закончилось повторением ходов.
В этот день случился еще казус с часами — в составе апелляционного комитета пришлось разбираться с ситуацией в партии Джумабаев-Утегалиев (падение флажка после сделанного 40 хода), предустановленный контроль не давал однозначного ответа — к примеру, падение флажка показывалось и после 42 хода, математически цифры на часах свидетельствовали, что время не закончилось. В итоге, бурная дискуссия о такой непонятной ситуации привела к соломонову решению — предложив соперникам разойтись миром, в дальнейшем контроль выставлять по другому, не вызывая подобных ситуаций. В общем, дела завершились лишь к 11 вечера.
На следующий день Денис Махнев удивил меня открытым вариантом испанской партии, я избрал неосновную линию, но перевеса не получил — должен был соглашаться на лишнюю пешку против доминирующих фигур соперника, попытка выйти конем была опровергнута — вскоре сложилось интересное соотношение: ферзь с 2 пешками против двух ладьей со слоном, шансы на спасение были, но создать проблем я не смог: фигуры Дениса вскоре скординировались, заматовав моего короля.
Денис в этом турнире отыграл явно ниже своих возможностей — то ли прогресс последних лет замедлился, то ли не хватало формы/мотивации, но ему нужно приложить усилия для шахматного роста: если бы не две одноворотные партии первого и последнего тура, то и похвастаться было бы нечем.
7 тур — Аян Ахметов.
Аян после проигрыша с лишней фигурой в предыдущем туре, явно находился в каком-то раздрае — с ходу пожертвовал фигуру без явной компенсации, но разобраться мне не удалось — разгромное поражение повергло в очередной шок, непродолжительный, но крайне неприятный.
Аян, как обычно, сочетал несочетаемое — плотную игру в отдельных партия с легкомысленными решениями (и зачастую поражениями). При должном отношении мог показать и лучший результат.
А вот теперь о статистике: после этого тура я, еще пару туров назад шедший на втором месте с удивлением обнаружил себя уже на 11 месте, правда, от второго места меня отделяло одно очко: 10 человек расположились очень плотно, только Муртас и Нурлан оторвались (в разные стороны).
8 тур — белыми против Муртаса Кажгалеева.
Здесь случилась «испанка» наоборот, я изначально получил двух слонов (но в закрытой позиции), Муртас начал вести фигуры на королевский фланг, недвусмысленно намекая на атаку, защитные ресурсы белых казались (и были таковым) достаточными и вскоре мы перешли в эндшпиль, где плохая пешечная структура черных компенсировалась активностью фигур, Муртас играл лучше меня, подкручивая и пользуясь тактическими мотивами, но все же вскоре ресурсы истощились — на доске остался один слон, зафиксировав ничейный результат.
Муртас играл свежо (долгое отсутствие за доской на нем отразилось положительно), весело (часто присматриваясь к королю) и напористо (на ничьих не «доплывал», несмотря на хорошее турнирное положение), и заслуженно победил, с чем я его и поздравляю. Даже упомянутый зевок на финише в партии с Ринатом не позволил усомниться в его перевесе в этом турнире, хотя и порадовал зрителей напряженной турнирной развязкой.
В этот момент я поднялся на 7 место — ничья с лидером сильно повысила коэффицент Бергера.
9 тур — черными с Рамазаном Жалмахановым.
Дебют у Рамазана достаточно плотный, для боя был выбрана достаточно редкая контратака МакКетчона. То, что будет неосновное продолжение было понятно, и много времени уделил редким вариантам. В одном из таких случившихся была найдена красивая, чуть ли не форсированная за оба цвета ничья, но с весьма узкой дорожкой. Этот вариант с временной жертвой ладьи и коня случился - в этот момент в процессе подготовки к закрытию женской части чемпионата (поздравляю Жансаю с победой!) позиция из моей партии привлекла многих гостей — ибо была романтической в стиле 19 века (увы, компьютеры оценкой 0.0 портят все эстетическое восприятие происходящего). Для ничьей было белым проявить четкость, но Рамазан, решая проблемы, в критический момент быстро срубил ладью - очевидный, но проигрывающий ход, оценку я помнил, но найти четкую красивую геометрию — черные без ладьи красиво побеждают не смог, выбранное продолжение давало шанс защититься (вновь железный друг подмигивает нулями), но Рамазан не использовал шансов — отдав пешку “а», после чего все стало ясно.
Рамазан начал за здравие — с трех побед, но потом забуксовал, в итоге спустившись к середине турнирной таблицы (даже победа над Рустамом выглядела случайной, а не результатом работы Рамазана). Рамазан всегда выделялся спокойствием и ровным настроением, надо бы проработать и другие компоненты.
В этот момент статистика бесстрастно сообщала, что победа переместилась меня лишь с седьмого на шестое место (как ни странно, я единственный имел 50%)
10 тур — белые против Аслана Айтбаева. Вот на эту партию я вышел в каком-то непонятном состоянии — и хотя был примерно готов (Аслан избрал уже случившийся вариант в партии с Жандосом) психологически не разобрался — и имея несколько возможностей зафиксировать ничью, за пару ходов лишил себя этой возможности: глупое поражение белыми осложнило донельзя турнирную ситуацию. Но сделанные ошибки не вернешь и предстоял всеопределяющий финиш: предстояло защищать черный цвет против Рустама Хуснутдинова.
Аслан играл пожалуй в самые «здравые» шахматы — решение были взвешенными, форма оптимальная, настрой на игру — гармоничным, и второе место заслужил по праву — поздравляю!
В последнем туре (в третий раз подряд на финише) у меня вновь случилась французская, Рустам избрал спокойное Kd2, и встала диллема — играть спокойную, плотную, но немного пассивную позицию, или хотя бы поугрожать разносторонними рокировками (крайне опасный вариант). Понимая, что сильная сторона Рустама — именно теория, и в обычных вариантах мало что светит, решился на длинную рокировку. Рустам как-то сразу сбился с правильного пути и уже начал светить «перехват», но он собрался и поставил передо мной задачи, которые я решил на «двойку», растерявшись от возможных продолжений. После хода Ла1 холодок поражения коснулся моего затылка, и лишь упертось заставила продолжить борьбу, в этот момент Рустам просто потерял нить игры - вместо быстрорешающих продолжений атаки (с другого фланга) начал принимать странные решения, позволив моему королю покинуть опасную зону, а две пешки за качество стали весомым аргументом: вскоре мы оказались в выигранном для меня эндшпиле, в котором агония белых была недолгой.
Рустам в этом турнире играл неровно — по его признанию ЧРК он не любит, ну и по видимому, турнир он отвечает ему взаимностью: несмотря на хорошие теоретические знания аж три поражения белыми, пара побед на «чистом везении», но все определил неудачный для него последний тур.
Победа в последнем туре определила итог в успешном для меня ключе: все остальные партии завершились так, что я в дележе 4-6 мест стал четвертым. Одна из задач (тройка или пятерка) была достигнута, хоть и с приключениями. Хорошее для меня окончание 2020 года, не насыщенное шахматными событиями — надеюсь, что в 2021 году ситуация позволит чаще садиться за шахматную доску.
Вы отвечаете на следущий комментарий: